Муниципальное образование «Ивановское сельское поселение»
Нижнеингашского района Красноярского края

Ответственность за уничтожение зеленых насаждений в населенных пунктах.

Ответственность за уничтожение зеленых насаждений в населенных пунктах..

В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 10.01.2002 №  7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения.
Охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов осуществляется в соответствии с законодательством.
В целях регламентации основных вопросов ведения зеленого хозяйства приказом Госстроя России от 15.12.1999 № 153 утверждены «Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации».  
Согласно п. п. 6.1, 6.4, 6.5 Правил, землепользователи озелененных территорий обязаны  обеспечить сохранность насаждений. Запрещается юридическим и физическим лицам самовольная вырубка и посадка деревьев и кустарников. За незаконную рубку или повреждение деревьев взыскивается ущерб в соответствии с действующим порядком.
В соответствии с ч.4 ст. 61 Федерального закона от 10.01.2002 №  7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана, защита и воспроизводство лесов, лесоразведение на территориях городских и сельских населенных пунктов, осуществляются в соответствии с лесным законодательством.
В целях реализации положений лесного и земельного законодательства, а также Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по инициативе прокуратуры района представительными органами городских и сельских поселений района утверждены Положения о порядке вырубки (сноса) зеленых насаждений на земельных участках, находящихся в собственности муниципальных образований, а также земельных участках, расположенных на территории муниципального образования, государственная собственность на которые не разграничена, и не входящих в государственный лесной фонд Российской Федерации.
Данные Положения регулируют отношения, возникающие при вырубке (сносе) зеленых насаждений, вопросы расчета размера компенсационной стоимости за вырубку (снос) зеленых насаждений на земельных участках, а также расчета размера компенсационной стоимости за вырубку (снос) зеленых насаждений без разрешительных документов (ущерб) на земельных участках, и обязателены для исполнения всеми юридическими и физическими лицами независимо от права пользования земельным участком.
Согласно разделу 3 Положений, Вырубка (снос) зеленых насаждений на земельных участках допускается только при наличии разрешения на вырубку (снос), выдаваемого администрацией муниципального образования, за исключением следующих случаев:
при вырубке плодово-ягодных деревьев и кустов на земельных участках из категории земель для ведения личного подсобного хозяйства собственниками (арендаторами);
при срочной необходимости при ликвидации аварий и последствий стихийных бедствий при наличии решения комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Вырубка (снос) зеленых насаждений без разрешительных документов подлежит административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, статья 260 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере.
Значительным размером признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, превышающий пять тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О практике применения судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» к предмету указанного преступления относятся как лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, так и деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека. 
Таким образом, к предмету указанного преступления, в том числе относятся деревья и кустарники, не отнесенные к лесным насаждениям, находящиеся на землях муниципальной и неразграниченной государственной собственности, в том числе в черте населенных пунктов (зеленые насаждения). 
Ответственность за данное преступление предусматривает наказание до семи лет лишения свободы.
При причинении ущерба, не превышающего пять тысяч рублей, виновные лица подлежат административной ответственности по ч. 1.1 ст. 5.1 Закона Красноярского края «об административных правонарушениях», предусматривающей наложение административного штрафа на граждан  до четырех тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - до ста тысяч рублей.
Помощник прокурора района Н.В. Мирюк

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie